Лабораторные работы по физике

Примечания:

1) Лабораторную работу № 1 удобно проводить после объяснения, что такое физ. величины, система СИ, единицы измерения физ. величин; а также какие существуют физ. приборы, чем они могут отличаться друг от друга и какие имеют общие черты. Данная лабораторная работа таким образом позволяет отработать начальные навыки практической деятельности учащихся по определению назначения физ. приборов, их пределов измерения, цены деления и показаний шкал физ. приборов; способствует наработке навыков решения расчётных задач по физике и правильному оформлению лабораторных отчётов.



2) Лабораторную работу № 2 удобно проводить после объяснения темы "Физ. величины, измерение физ. величин", т.е. в период начала изучения новой темы - "Строение вещества", когда у учащихся уже появились начальные представления о структуре веществ, о микрочастицах, из которых состоят любые твёрдые, жидкие и газообразные вещества, т.е. об атомах и о молекулах. Выполнение этой работы позволяет учащимся на практике познакомиться с некоторыми методами измерения физ. величин, например, с помощью измерительных приборов и математических расчётов, т.е. с методом рядов, позволяющим измерять средние значения характерных размеров малых твёрдых физ. тел, например, диаметра, длины, высоты и т.д. Таким образом данная лабораторная работа даёт возможность отрабатывать начальные навыки практической деятельности учащихся, направленные на грамотное самостоятельное использование измерительных приборов и на усиление их вычислительной грамотности при выполнении математических расчётов, что способствует дальнейшему формированию надёжных навыков решения расчётных задач по физике, правильному оформлению лабораторных отчётов и позволяет им анализировать точность используемого метода измерения размеров малых твёрдых физ. тел.



3) Лабораторную работу № 3 удобно проводить в процессе обобщающего повторения, можно использовать в форме самостоятельной работы или домашнего задания. На мой взгляд, эта работа способствует качественному изучению темы “механическое движение”, т.к. позволяет учащимся научиться анализировать полученные экспериментальные данные при одинаковых условиях и при изменении условий, позволяет также убедиться, что чаще всего физические тела движутся вдоль криволинейных траекторий и, как правило, пройденный путь по величине превышает перемещение тела в пространстве, позволяет выявить основные факторы, влияющие на характер движения подвижных объектов и научиться вычислять их средние скорости с учётом влияния инертности и трения.



4) Лабораторную работу № 4 удобно проводить в процессе обобщающего повторения, можно использовать в форме самостоятельной работы, домашнего задания, а также в экстренных случаях, например, когда отсутствует лабораторное оборудование, нет лаборанта и при сложном расписании (каждый урок – разные параллели), а также при переходе в течение одной перемены из одного здания школы в другое или в условиях капитального ремонта школы. Лабораторная работа №4, на мой взгляд, способствует качественному изучению темы “плотность вещества”, т.к. позволяет учащимся учиться пользоваться справочными табличными материалами, а также наглядно продемонстрировать им межпредметные связи физики и математики, лишний раз потренировать их правильно читать графики, переводить единицы измерения массы и объёма в систему СИ и наоборот, позволяет самостоятельно выдвигать предположения и гипотезы, делать правильные выводы, а также она, по-моему, полезна потому, что является разноуровневой, т.к. можно предлагать разное количество заданий в зависимости от уровня класса на параллели, а также внутри класса в зависимости от уровней самих учащихся, а также многовариантной, т.к. позволяет даже внутри одного класса каждого учащегося обеспечить индивидуальным заданием, например, с целью борьбы со списыванием или с учётом их индивидуальных особенностей.




5) Лабораторную работу № 5 удобно проводить в процессе обобщающего повторения, можно использовать в форме самостоятельной работы или домашнего задания, а также на лабораторном практикуме в политехнических (физико-математических) классах (не только 7-ых, но и в старшей школе в процессе обобщающего повторения с целью качественной подготовки к ОГЭ и ЕГЭ), а также на факультативных занятиях (например, на занятиях кружков любителей физики; элективных курсах; на занятиях научно-исследовательских обществ школьных, районных и т.д.). На мой взгляд, эта работа способствует качественному изучению темы “силы в природе”, т.к. позволяет учащимся научиться анализировать полученные экспериментальные данные при одинаковых условиях и при изменении условий, позволяет также убедиться, что чаще всего физические тела взаимодействуют одновременно сразу с несколькими другими физическими объектами,что процесс взаимодействия не бывает односторонним; выявить причины, по которым процесс взаимодействия (а значит, и силы, с которыми взаимодействуют рассматриваемые физические тела) может протекать по-разному, т.е. определить физические характеристики, от которых зависят действующие силы в природе в разных условиях взаимодействия, практически убедиться в ранее изученных закономерностях, а также способствует развитию практических навыков научно-исследовательской деятельности и повышению интереса и мотивации изучения физики.




6) Лабораторную работу № 6 удобно проводить в процессе обобщающего повторения, можно использовать в форме самостоятельной работы или домашнего задания, а также на лабораторном практикуме в политехнических (физико-математических) классах (не только 7-ых, но и в старшей школе в процессе обобщающего повторения с целью качественной подготовки к ОГЭ и ЕГЭ), а также на факультативных занятиях (например, на занятиях кружков любителей физики; элективных курсах; на занятиях научно-исследовательских обществ школьных, районных и т.д.). На мой взгляд, эта работа способствует качественному изучению темы “Архимедова сила”, т.к. позволяет учащимся научиться анализировать полученные экспериментальные данные при одинаковых условиях (при полном погружении всех 5-ти исследуемых физических тел в чистую пресную воду) и при изменении условий, т.е. при полном погружении всех 5-ти исследуемых физических тел в другую жидкость (водный раствор поваренной соли); выявить физические величины, от которых зависит величина выталкивающей Архимедовой силы, действующей на любое погруженное полностью или частично твёрдое физическое тело в любой используемой в экспериментах жидкости, практически убедиться в ранее изученных закономерностях, а также способствует развитию практических навыков научно-исследовательской деятельности и повышению интереса и мотивации изучения физики.



Незабываемые впечатления оставляет посещение музея оптики Санкт-Петербургского университета ИТМО. Этот музей оптических технологий был создан СПбГУ информационных технологий, механики и оптики в 2008 году; сегодня в Петербурге это единственный музей оптики. Главной целью музея является не только популяризация знаний, но и возможность учиться прямо в музее. Зал голографии посвящён истории и развитию голографии как художественной, так и компьютерной; здесь зрители могут познакомиться с основами голографии, увидеть уникальные игрушки и виртуальные объекты, а в зале "Источники и приёмники света", который рассказывает о механизме света, о теории и природе цвета и света, посетители могут увидеть коллекцию источников света от старинной лампы до современного лазера, а также коллекцию приёмников света; при этом данная экспозиция музея технологий оптики знакомит посетителей с историей развития оптических приборов, а также с микроскопами и телескопами.

Один из залов музея оптики в Санкт-Петербургском университете ИТМО


Зеркальная комната в музее оптики Санкт-Петербургского университета ИТМО